прот. Александр » 26 июн 2009 00:58
Здравствуйте, Татьяна!
Крестные желательны, но отнюдь не обязательны. Они нужны для того, чтобы молиться за своих крестника или крестницу. Поэтому, когда крестятся, например, взрослые люди, они зачастую никаких крестных не имеют, т.к. и вера в таком случае самостоятельная, и молится, следовательно, они могут так же вполне самостоятельно. Младенцев мы крестим по вере родителей и крестных. Но и здесь, если, например, родители хотят крестить своего ребенка, но среди их родных и знакомых нет церковного человека, который бы мог и хотел молиться за их малыша, что ж из-за этого дитя не крестить, что ли? Ну нет такого человека и ничего страшного, родители-то за своих сына или дочь и сами молиться могут.
О, так называемых, "заочных" крестных мы уже говорили в теме "Крёстная мама", здесь только кратко поторю: традиция такая есть, но она очень поздняя, и является тем, от чего мы должны отходить, чем раньше тем лучше. Объяснения в той же теме.
Но Вы спрашиваете: нужно ли завершать обряд в церкви, если не было присутствия крестных? Сам вопрос... скажем так, несколько некотректный.
Здесь я хотел бы пояснить. Сначала, давайте назовем крещение Таинством, а не обрядом. Тогда сразу все станет ясно. Ведь, если речь идет только об обряде, т.е. о правильно обставленной форме, то и могут возникнуть такие опасения: "а вдруг там чего-то недостовало, чего нужно восполнить?" Но Крещение не обряд, а Таинство, вводящее человека в состав Церкви со всеми ее обетованиями спасения и вечной жизни с Господом, Христом Иисусом, Сыном Божиим, распявшегося лично за того, кто крестится и воскресшего за него. Таинством называется крещение не потому, что оно делается по секрету от кого-то, а по непостижимости. Непостежимо Духом Святым и в Духе Святом вода, освященная по молитвам священника и предстоящих, становится вместилещем благодати Божией и крестившийся человек выходит из нее с телом и душой чистыми от греха. Это не значит, конечно, что таковым он теперь и останется, но в крещении и, следующем сразу за ним Таинстве миропомазания, он получает, ни много ни мало - святость, в которой он отныне, если захочет, может возрастать. Поэтому , например, в книге Деяний апостольских автор называет христиан святыми не потому, что они обязательно имели деятельную святость в своей жизни, а потому, что получили освящение Духом Святым в Таинстве крещения и миропомазания.
Всегда хорошо, если кто-то может подать нам молитвенную помощь, тем более младенцам, которые своей веры еще не имеют, да и в разум-то еще не вошли (ведь крестят очень часто малышей еще до года) и поэтому сами молиться не могут. Но отсутствие таких молитвенников на Крещении даже на каплю, даже ничтожно не может повлиять на существо Таинства. Батюшка приехал, крестил и миропомазал малышей, крестные же здесь совершенно ни причем. Ничего нигде "доделывать" не надо, "верую во едино крещение во оставление грехов..." говорится в символе веры. "Во едино", значит - одно!
И последний вопрос: может ли быть одна крестная у двоих мальчиков. Да, может. Количество крестников "за один раз" уставом, конечно, не лимитировано. Крестная может быть у мальчиков, крестный - у девочек и наоборот. Это решительно не имеет никакого значения. Имеет значение только: крестные являются верующими или нет (подчеркиваю, не крещенные или нет, а именно - верующие), хотят и будут ли молиться за крестников или нет.