Свобода

Обсуждение богословских вопросов

Свобода

Сообщение Герман » 25 мар 2012 16:00

Отец Александр, в одной своей беседе несколько лет назад Вы высказались в том смысле, что истинная свобода - это свобода "непадательного" состояния, когда человек уже выбрал Христа до конца, т.е. свобода святого (и то, наверное, не всех). Как тогда назвать ту свободу, которая есть образ Бога в каждом человеке, которая, как кажется, отличает его от подчинённого инстиктам животного, свободу выбирать между добром и злом - этакую "предварительную свободу"?
Герман
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 10 апр 2009 20:58

Re: Свобода

Сообщение прот. Александр » 02 апр 2012 21:58

Такую свободу можно назвать "сущим мучением". Выбирать-то сам человек должен и - никто за него! Следовательно и ответственность он единолично несёт. Но с одной стороны, выбираешь одно - совесть мучает, выбираешь другое - труд один. А сами сомнения разве не мучения?
В общем, образ "Буриданова осла", который никак не мог выбрать, откуда же ему брать пищу: слева или справа и в конце концов, так и погибшего от голода, дамокловым мечом нависает над такой свободой!
Так что вывод один. Не хочешь мучиться - становись святым! Так-то!
прот. Александр
Духовное руководство
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 10 фев 2009 12:01

Re: Свобода

Сообщение Герман » 02 апр 2012 23:38

Спасибо за ответ.
Но я спрашиваю ещё вот почему. Эти понятия - свобода, свобода воли - часто используются в обсуждениях, спорах. Вот и я часто к этому аргументу прибегаю, что всё начинается с этой неописуемой тайны - выберет человек добро или зло, и что это и есть свобода, это дар Бога человеку и т.д. А оказывается, это свободой и не назовёшь... Как же это тогда называть? И как это объяснить, не будешь же десять минут выяснять понятия?
Герман
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 10 апр 2009 20:58

Re: Свобода

Сообщение прот. Александр » 04 апр 2012 21:19

И всё-таки, это что ни на есть - искомая свобода. Другой и быть не может. И таки да - ценнейший дар Божий! Именно такая свобода отличает нас от всего остального тварного мира. Другое дело, что свобода для падшей души - штука крайне не простая, а порой, и тягостная и мучительная. Но это всё до тех пор, пока человека не сделал свой окончательный выбор и не утвердился уже навсегда в Божией добре и правде.
прот. Александр
Духовное руководство
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 10 фев 2009 12:01

Re: Свобода

Сообщение прот. Александр » 20 апр 2012 14:33

К этому добавлю, кстати, что только благодаря этой, назовём её - "трудной", свободе, человек может добровольно определиться к Богу, обрести к Нему веру и войти в Его труд над собой же своей волей и совестью, чтобы обрести то самое "непадотельное" состояние - совершенного утверждения в добре. Но не ради обретения некоего - даже пусть, в данном случае, самого высокого - состояния, т.е. не ради себя(!), а ради Бога, с которым так (неразрывно, неразлучно и неслиянно, как в Иисусе Христе) может соединиться человек. Им же - Духом Божиим, пребывающем в человеке, искомое состояние и обретается. Но оно - не главное, а является только результатом единения Божества и человека.
прот. Александр
Духовное руководство
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 10 фев 2009 12:01

Re: Свобода

Сообщение Таня » 05 июн 2012 14:10

Отец Александр, подскажите, а как человек может в нашей обычной жизни узнать достиг он такой свободы или нет. Например, родители все свои силы, время, жизнь отдают своим детям, жертвуя своей свободой ради них. Или старшие сестры и братья жертвуют своим временем ради младших. Как узнать, оправдана ли такая жертва? Ведь очень часто те, ради кого мы жертвуем своим временем и силами оказываются к нам равнодушными, а иногда даже жестокими.
.
Таня
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 05 июн 2012 13:48

Re: Свобода

Сообщение прот. Александр » 12 июн 2012 12:29

... а как человек может в нашей обычной жизни узнать достиг он такой свободы или нет. Например, родители все свои силы, время, жизнь отдают своим детям, жертвуя своей свободой ради них. Или старшие сестры и братья жертвуют своим временем ради младших. Как узнать, оправдана ли такая жертва? Ведь очень часто те, ради кого мы жертвуем своим временем и силами оказываются к нам равнодушными, а иногда даже жестокими.

Я думаю, критерий здесь простой. Если исходить из конкретных коллизий, которые Вы описали, то человек "достигает такой свободы" тогда, когда не думает о том, как "те, ради кого мы жертвуем" потом отплатят. И когда "те" оказываются равнодушными и жестокими, всё равно творят добро, не думая о том, что это некая жертва.
Пока же для человека такое добро - жертва, оно для него вымучено. Если он и будет его делать, то вопреки своим естественным чувствам и желаниям.
В этом-то и разница добра Христова и нашего. Для Него добро естественно, зло противоестественно. Поэтому Он творит добро вне зависимости от того, насколько мы к Нему равнодушны и жестоки. Когда о Нём плакали жёны Иерусалимские, Он говорил: "Не обо Мне плачьте...", когда Его повесили на Крест, мы слышим: "Прости им Отче, ибо не ведают, что творят". "Он повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных...". Т.е. какими бы мы ни были в любой данный конкретный момент: злыми или добрыми, праведными ли, не праведными, Он всё равно нам благотворит. Другими словами, Он в Своем добре свободен, независим от нашего греха, от нашего зла. И отвечать злом на наше зло для Него противоестественно, а для нас естественно вполне.
Вот, когда человек так же свободен от реактивных переживаний обиды, тоски, уныния из-за равнодушия и жестокости тех, ради кого он жертвует, тогда душа его воистину достигла свободы Божественной. И он за апостолом Павлом в ликовании сможет радостно и благодарно воскликнуть: "Уже не я живу, а живёт во мне Христос".
прот. Александр
Духовное руководство
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 10 фев 2009 12:01

Re: Свобода

Сообщение Таня » 15 июн 2012 08:14

Спасибо большое, отец Александр! Именно это и есть Милость Божия к нам. Правильно ли я поняла? А как понять настоящий глубокий смысл слов Христовых:"Милости хочу, а не жертвы?"
Таня
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 05 июн 2012 13:48


Вернуться в Богословие

cron