прот. Александр » 08 окт 2009 13:32
Сначала хочу сказать реплику не по теме вопроса. В любой молитве (а псалмы Давидовы ими и являются), т.е. обращении к Богу, общении с Ним мы не «как бы», а только и можем обращаться к Нему от «своего имени». В противном случае текст лишается смысла и становится неким заклинанием, не имеющим к нам никакого отношения, а уже самостоятельно «заставляющим» Бога делать или не делать что-либо, что само по себе, конечно, абсурдно. Однако есть в псалмах слова непосредственно Божии, адресованные к нам, или, например, пророчески слова Мессии, но в таких случаях мы и слушаем и размышляем о них от своего же имени.
Что же касается вопроса, заданного Вам, то сама постановка его говорит о том, что человек в христианстве пока не понял главного: своей падшести. Достаточно просто задать себе вопрос: в моей жизни есть что-то совершенное? Я вообще, приципиально, могу, хотя бы способен сделать, сказать, подумать, наконец, так, чтобы это было совершенно по всему - и по существу и по форме? Ответ разве не очевиден?…
Грех мой предо мною есть выну – другими словами, значит: Твоей жизни во мне нет, Господи, поэтому по своей воле я и творю то, что я сделал в связи с Вирсавией (если брать конкретный случай царя Давида), поэтому я жду Твоего спасения только как милости, ибо нет у меня внутри ничего такого доброго, что само бы могло привести меня в Твое Царство, для этого мне нужна Твоя, Господи, благодатная жизнь, которой ни во мне, ни вне меня - нет, поэтому Духа Твоего Святаго не отыми от мене и Им же утверди меня, только тогда я, сам беззанник, научу беззаконныя путем твоим – т.е. Твоей жизни и нечестивии к тебе обратятся, как обратился я нечестивый Твоей же милостью (и это уже, если брать любого из нас).
Думаю, такие мысли во время чтения покаянного псалма не будут насиловать ничью совесть.
Вообще, такие вопросы рождаются тогда, когда нам кажется, что мы сами можем не грешить, а когда грешим, то это результат того, что мы вот здесь, к сожалению, «случайно споткнулись» по невнимательности ли, небрежности ли, по какой другой причине… На самом же деле, любой конкретный грех есть результат обезбоженности нашей души, результат не Божией, а своей воли. Из этого же ложного понимания греха рождаются и мысли о том, что вот за такие-то конкретные грехи меня или кого-то Бог вот так-то и так-то наказал. При таком подходе у человека появляется устойчивое убеждение, что между этими грехами у него всё чисто - какая смешная и, вместе с тем, трагическая иллюзия.
Царь и пророк Давид еще в ветхозаветные времена сознавал свою падшесть, отсюда и его слова не как благочестивая декларация, а как реальное переживание: «Червь я, а не человек». А мы в новозаветные времена думаем, что иногда бываем грешными, а иногда безгрешными. )) Нет, увы-увы, грех как страстность имеет сквозное действие и накладывает свой отпечаток на любые наши мысли, слова и действия. Поэтому и потребовался для нас не свод правильных законов и установок как положено и правильно жить, а Крест Господень.