прот. Александр » 29 июн 2009 21:53
Это ответ о. Алексия Потокина.
Здравствуйте,Мария!
Мне бы хотелось высказать несколько не очень связанных между собой общих соображений по поводу Вашей ситуации (то есть таких, которые подходят всем, а не только Вашему неповторимому случаю, поскольку каждая подобная перипетия индивидуальна из-за участия в ней неповторимых же индивидуальностей). Может быть они помогут Вам найти решение.
1. Мне кажется, что для грешников, в особенности для эгоистов, норма отношений – легкая враждебность. Больших усилий и жертв стоят добрые человеческие отношения друг к другу, опирающиеся на волевое понуждение себя любить другого. Впрочем, взаимные наёмнические отношения: ты – мне, я – тебе, из-за полученной прибыли могут смягчить это трудническое состояние. Далее. Почти совсем нам недоступным является состояние взаимности, где каждый, забывая о себе, находит свое счастье в радовании другого. Это – чудо, ниспосылаемое по милости Божией, достойное удивления и непритворного чувства недостоинства его обладателей.
Вывод: окончание последнего сопровождается осознанием справедливого суда над неблагодарными пользователями чужой (Господней) доброты.
2. Евангелие устами Христа указывает на норму поведения падшего человека: «… о роде неверный…». Т.е., услышавший это человек, видит в себе (а потом и в других) неумолимый закон жизни, вернее, закон ее умаления, забвения, измены и предательства, которой невозможно противостоять одинокой душе, даже тогда, когда она достигает высшего своего напряжения. Яркий пример этому даёт поведение апостолов в Гефсимании, когда Иисуса Христа брали под стражу. Тут уместно вспомнить, что мы, согласитесь, неизмеримо меньше Христа. В то же время, вспомним слова Христовы: «… что делали Мне и Вам будут делать…».
3. Христос и Церковь (как хранительница духовного опыта) учат как преодолевать охлаждение, пресыщенность, усталость отношений, автоматизм чувств, открытую подлость и вражду: мнительность, обиды, измены и отвращения. Прежде всего, преодоление утраты единства друг с другом происходит в восстановлении отношений с Богом после того, как они разрушены нашим грехом. Это благой опыт. Он возрастает вплоть до безусловной веры воскресения всего и вся.
4. Доверять своему сердцу, измеряющему градус чужой, да и своей любви, категорически нельзя. У нас нечистое «око сердца». Оно всегда хоть чуточку лжет не только разговором, но и слышанием.
5. Каждый человек – тайна и сердце его – глубоко. Узнать другого можно, только доверяя ему. Это аналог Откровения, только малого. Непорядочно «догадываться» (подозревать) о том, как другой к нам относится – надо спросить этого другого и верить ему. Вспомним евангельское: как вы хотите, чтобы к вам относились, так и вы относитесь к другим.