прот. Александр » 01 май 2009 00:28
По поводу диалога Иисуса Христа и Пилата, могу только порассуждать, т.к. кто ж об этом ныне может сказать наверняка? Вообще, вопрос, хоть и интересный, но больше культурный, нежели духовный. Поэтому всё, что я ниже скажу примите как просто мои "размышления по поводу".
Lingua franca в то время да, была. Это так называемое городское греческое койнэ. Как правило, люди разных народностей того времени общались именно на нем. Только ли "образованные" знали его? Вряд ли. Думаю, в Галилее это было основное наречие. Другое дело, что язык, используемый в той же Галилее или в каких-нибудь странах Малой Азии, был наверняка весьма далек от эталонного афинского диалекта того самого "койнэ", но все-таки, факт - всё средиземноморье пользовалось греческим именно как языком универсальным. Вспомним, кстати, что три из четырех Евангелий написаны по гречески, по еврейски - только Евангелие от Матфея, которое и адресовалось, прежде всего, для иудеев.
Знал ли Пилат древнееврейский? Из чисто общих соображений, думаю, нет. Во всяком случае, если бы он попытался специально его учить, наверное, его латинские собратья, чиновники и аристократы, его бы, мягко говоря, не поняли. Однако, живя сравнительно долгое время в Иудее, поверхностно, на бытовом уровне, он вполне мог и понимать, и, возможно даже, как-то изъясняться, кто знает... Но суд и сам диалог между Господом и римским чиновником, мне кажется, проходил на греческом. Во всяком случае, какой-либо "толмач" там совершенно не представляется.
Что же касается "истины" и "правды", то в древних языках они различаются. Да и во многих новых, и не только в русском. В английском да, различия нет, truth - это и правда, и истина, а во французском, например, это два разных слова: verite - чаще используется как истина, vrai, -e - как правда.
Вопрос второй. Смертная казнь у иудеев все же была. Достаточно вспомнить "жену взятую в прелюбодеянии", которую полагалось по закону побить камнями, или св. первомученика Стефана. Но ведь Иисуса Христа привели к римскому судье - язычнику. Был канун еврейской пасхи, всё надо было сделать быстро и руками язычников. А что для римского чиновника иудейские споры об их Боге? Он в это и вникать бы не стал. Иудеи это прекрасно понимали, поэтому главным обвинением перед Пилатом ими было выдвинуто - самозванство. Но не покушение на Божие величие, как они расценили в своей среде, а якобы узурпация власти в обход римского сюзерена (императора). Они с этим и пришли к Пилату: Он называет Себя царем! И таки да, и Господь, и разбойники были осуждены именно по римскому закону. Именно римляне распинали на крестах восставших рабов и разбойников. Это была не только жестокая смерть, но именно позорная. У евреев же такой казни не было.