Страница 1 из 1

Православие и язычество в нашем обиходе

СообщениеДобавлено: 01 фев 2010 14:29
Alexandr
Здравствуйте. По моему, олимпийское движение связано с языческими культами древней Греции. Перед открытием игр совершаются языческие обряды на горе Олимп, где зажигается огонь (как бы жертвенник). Этот огонь переносится к месту проведения игр и становится их символом.
Вчера в СМИ сообщили, что в храме Христа Спасителя перед спортсменами отслужил молебен Патриарх Кирилл. Он также присоединился к словам главы государства. "Сконцентрируйтесь и через "не могу" сделайте то, чего ждет от вас народ", - призвал глава РПЦ. А чтобы олимпийцам было легче устанавливать рекорды и завоевывать медали, в Канаду вместе с ними отправится священник отец Николай.
Объясните мне, пожалуйста, как можно совмещать Православие с языческими обрядами?
Вот ссылки на эти сообщения:
http://www.utro.ru/articles/2010/01/28/868687.shtml
http://www.vesti.ru/doc.html?id=338496&cid=7
Одновременно мне очень неловко, что я очень маленький грешный человек лезу обсуждать такие дела и боюсь, что невольно совершаю грех осуждения. Подскажите, пожалуйста, как правильно реагировать на такие сообщения в СМИ?

Re: Православие и язычество в нашем обиходе

СообщениеДобавлено: 03 мар 2010 00:44
прот. Александр
Здравствуйте, Александр!
Думаю, что современное "олимпийское движение", о котором можно говорить только с конца совершенно атеистического ХIХ в., связано не с языческим культом, а с вполне позитивистским мышлением французского барона, заговорившего о возобновлении олимпийских игр. Другими словами, в основе этого движения лежит не религиозная составляющая, которая, возможно, и была в олимпийских играх Древней Греции (хотя и тогда, не сказать, что она была главная), а гуманистические идеи. Поэтому никаких языческих обрядов и жертвоприношений (без которых не может быть языческих обрядов) никаким "богам" не приносится. Огонь зажигается, да. Но зажигался ли он на древних олимпиадах неизвестно. Сам же огонь не воспринимается никем, как некий языческий культ. Это сейчас совершенно светская символика. Вся атрибутика современных олимпийских игр, как и состав участников (в греческих играх могли участвовать только греки), не имеет к древним аналогам никакого отношения.
Ныне это дело политическое, экономическое, культурное, какое хотите, но только не религиозное. Национальные гимны, поднятие национальных флагов, медали, места и пр., и пр., все это совершенно новые веяния, не имеющие отношения ни к древней языческой Элладе, ни вообще, к язычеству.
Т.к. так называемый "большой спорт" стал статьей престижа государства и, следовательно, делом общественного значения, а в числе современных спортсменов есть люди разных религиозных конфессий, Церковь и духовенство других религий естественно откликаются на просьбы о молитве. Думаю, у нас в таких случаях служат "Молебен Св. Духу на всякое благое дело".
А чтобы олимпийцам было легче устанавливать рекорды и завоевывать медали, в Канаду вместе с ними отправится священник отец Николай.

)) Дорогой Александр, я совершенно индифферентен к подобного рода вопросам и не могу однозначно судить, но по чисто общим соображениям, не могу даже представить, чтобы священник вместе со спортсменами ехал для того, чтобы "олимпийцам было легче устанавливать рекорды и завоевывать медали". Молитва – не магическое действо, имеющее силу принести какие-то рекорды и медали - ни магии, ни колдовства в Церкви нет, и не может быть. Повторю, на ОГ едет огромное число народу, среди которого много верующих. Вот для них-то, уверен, и нужен священник. Священник всегда нужен именно для священнодействий: евхаристии, исповеди, молебнов, молитв. Когда, скажем, у прихожан появляются какие-то ответственные моменты в жизни ли, на работе, в учебе, разве они не подходят к священнику и не просят его молитв, или отслужить молебен? Так же и здесь.

Re: Православие и язычество в нашем обиходе

СообщениеДобавлено: 08 мар 2010 12:32
Alexandr
Здравствуйте. Простите пожалуйста, но мне непонятны некоторые моменты по отношению к проявлениям язычества (хочется правильно понять, хотя затем соблюдать, вроде бы правильно понятое тоже не просто). Поэтому я постараюсь изложить свои мысли более подробно.
В последнее время я слушал лекции протоиерея Олега Стеняева скаченные с www.radonezh.ru в которых он призывал осторожно относиться к языческой символике даже в таком проявлении как пятиконечные звезды и вечный огонь горящий из центра пятиконечной звезды. Находясь под впечатлением этих лекций я узнаю о событиях, которые я изложил выше (и на которые получен Ваш ответ). Но мне не дают покоя подробности отноящиеся к олимпийскому движению:
1) Феодосий I Великий (Флавий Феодосий 346-395) византийский император с 379 г. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства (чем прекратил господство арианства) в качестве единой государственной религии империи. Он стал преследовать (без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года прекратилось празднование Олимпийских игр.
2) Из Из википедии: «Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям».
3) В 1766 году, в результате археологических раскопок в Олимпии, были обнаружены спортивные и храмовые сооружения. В 1875 году археологические исследования и раскопки продолжились немецкими учеными под руководством Эрнста Курциуса. В то время в Европе были в моде романтическо-идеалистические настроения античности. Желание возродить олимпийское мышление и культуру распространилось довольно быстро по всей Европе.
3) При зажжении олимпийского огня обязательно выполняется церемония. Наиболее полное её описание мне попалось для олимпийских игр-2008 в Пекине: «Как сообщает ИТАР-ТАСС, огонь был зажжен во время театрализованного представления, в котором участвовала группа жриц, исполнивших древний обряд. Верховная жрица, известная греческая актриса и танцовщица Мария Нафплиоту, произнесла молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь. После этого верховная жрица, преклонив колено у алтаря древнегреческого храма Геры, поднесла факел к параболическому зеркалу. От солнечных лучей вспыхнул Олимпийский огонь. Верховная жрица зажгла факел таэквондиста Александроса Николаидиса, который станет первым факелоносцем Олимпиады. Между тем РИА "Новости" информирует, что Олимпийский огонь - главный символ Олимпийских игр.»
Суммируя всё это я хотел бы понять допустимый уровень участия православного в языческих мероприятиях? Как я понял Ваше мнение – главное не участвовать в жертвоприношениях. В остальных обрядах, где на первое место выходят гуманные устремления (а в язычестве всегда на первом месте достижение здоровья, материального благополучия, политические и культурные успехи) участие православного вполне оправдано. Если я неправильно что-то понял, прошу меня поправить.

Re: Православие и язычество в нашем обиходе

СообщениеДобавлено: 11 мар 2010 03:13
прот. Александр
Что я мгу Вам сказать. «Допустимый уровень участия православного христианина в языческих мероприятиях» - нулевой. Допустимый уровень участия в «Олимпийских играх» - всеобъемлющий. Ограничен он может быть только возникновением какого-нибудь человеконенавистнического вида спорта, который, тем не менее, каким-либо образом будет принят олимпийским комитетом, или превращением ОИ из светского мероприятия в «языческое мероприятие».
Вы пишете, что к языческой символике надо относится осторожно (правда, буквально Вы называете автором этой мысли о. Олега Стеняева, но коль скоро Вы с ней согласны, значит, это уже - Ваша личная точка зрения). «Осторожно относиться» – очень расплывчатая позиция. Что Вы имеете в виду? Конкретно, в чём должна быть наша осторожность?
Попробую наметить её рамки в подобных случаях. Любая религиозная символика любых же религий всегда является инструментом общения с духовным миром. Но вот вопрос: если на упаковках продуктов питания Вы увидите те самые пятиконечные звёзды (а таких продуктов может сейчас быть масса) или на пакетах кофе, чая, какого-нибудь там арабского печенья и под. обнаружите мусульманскую звезду с полумесяцем, или какой-нибудь языческий индийский орнамент, Вы эти продукты не станете покупать? Смею Вас уверить – я стану, ничтоже сумняшеся, несмотря на любую символику подобного рода. И никаких специальных розысков и даже тени беспокойства испытывать не буду. Если продукт будет качественный, какой орнамент будет на упаковке, меня будет мало интересовать, я его и не замечу.
Я бы сказал так: к языческой символике надо относится не «осторожно», а вообще, принципиально не принимать её как религиозный инструмент – «в ней же несть спасения». Но объясните мне, пожалуйста, рамки осторожности в отношении «могилы неизвестного солдата»? И скажите, кто и когда к ней относился религиозно? Символ же «вечного огня» видится обычно как образ отдачи себя ради других у павших воинов, и сердечная память потомков, с благодарностью принявших эту жертву. Примерно так. А официальным пафосом это формулируется: «никто не забыт и ничто не забыто». Насколько это правда и как в реальности – другой вопрос. Но во всяком случае, любые вопросы, недоумения и опасения, связанные с символикой «могилы неизвестного солдата» не несут даже отдаленно реального религиозного характера.
Вывод. «Языческая символика» опасна только при одном условии, если человек использует её (или рассматривает её) как религиозный артефакт, с помощью которого он может совершить некий магический акт.
Теперь по пунктам.
1) Император Феодосий запретил ОИ потому, что тогда это были именно религиозные акты, включающие в себя обязательные гекатомбы Зевс и другим богам. В Олимпии стоял его храм и соответственно с жертв ему и начинались ОИ. Нелепо думать, что при Феодосии языческая партия отмерла. Достаточно вспомнить Юлиана Отступника, царствовавшего всего за 16 лет до Феодосия. После реформ Юлиана, которые фронтально пронизывали все сферы жизни Римской империи, естественна была и острая реакция Церкви. Тем более вопрос с ОИ. Это зрелище, которое, безусловно, весьма привлекало население. В то же время в ту пору, игры не мыслились людьми вне религиозного контекста, и этот контекст был, конечно, языческий. Спортсмены, и зрители организовано шли к храму главного олимпийского бога, молились, закалывали животных и воскуривали ему фимиам.
Той самой, общей языческой религиозной компоненты, в современном «олимпийском движении» - нет. (О «театрализованном представлении» скажу ниже – в своем (Вашем) пункте). Христиане молятся Иисусу Христу, мусульмане – Аллаху и пророку, иудеи – единому Богу, буддисты – Будде, неверующие не молятся никому.
2) То же самое, что и с «вечным огнём, горящим из центра пятиконечной звезды». Никем из организаторов, тренеров и самих спортсменов олимпийский огонь не воспринимается реально как огонь, который похитил Прометей у Зевса, ради людей. (Более того, этого – версия, т.к. этнография не располагает точными данными о порядке и символах древних ОИ). Если же кто-то из участников игр реально и молится языческим богам древнего Олимпа, это только его частное дело, значит - данный спортсмен язычник, но никаких официальных общих языческих радений на ОИ нет и быть не может.
3)
В то время в Европе были в моде романтическо-идеалистические настроения античности

И что же Вас здесь смущает? «Мода на романтическо-идеалистические настроения» в отношении античности? Даже если ныне к античности были бы столь же романтическо-идеалистические настроения у спортсменов, это бы не имело к язычеству, как религии, никакого отношения.
4) (У Вас – ещё один 3) Вы же сами пишете, что это было «театрализованное представление». О каких жрицах идет речь, при чём же здесь они? Речь идет об актёрах, играющих роли жриц. Соответственно, роль верховной жрицы исполняла «известная греческая актриса и танцовщица Мария Нафплиоту».
Далее, о молитве. А что Китай-то вспоминать. "Мы и сами с усами", у нас и свои ОИ были. Прекрасно помню, как в костюмах древнегреческих же жриц стояли под олимпийским огнём целый хоровой женский ансамбль и пел гимн солнцу. Слова не помню чьи, а музыка была Тухманова. Популярный был композитор в та поры. Давайте, может, серьёзно будем обсуждать этот «языческий акт»?
Впрочем, да, в Пекине был существенный нюанс – молитва Апполону, а потом еще «факел, поднесенный к параболическому зеркалу» (звучит!), и вспыхнувший от лучей солнца…
Уж не знаю как Вами, а мною, Ваш рассказ, и естественно любыми спортсменами, исповедующими каждый свою веру, или не исповедующий никакой, это воспринималось всего лишь как шоу и не более того. Для справки, в Китае никогда не исповедовали Аполлона ни в каких ипостасях: ни как бога убийцу (в архаике), ни как бога-солнце, покровителя ремёсел (в поздней античности).
Другими словами, это был театр, лицедейство, отсюда и актриса, играющая роль жрицы. Отождествлять актёра с его ролью - более, чем странно, а уж в данном случае… Уважаемый Алекснадр, чтобы стать жрецом или жрицей, для этого нужно пройти посвящение, а не выученный текст по постановочному сценарию.

И наконец.
Как я понял Ваше мнение – главное не участвовать в жертвоприношениях. В остальных обрядах, где на первое место выходят гуманные устремления (а в язычестве всегда на первом месте достижение здоровья, материального благополучия, политические и культурные успехи) участие православного вполне оправдано.

Мое мнение, уважаемый Александр – главное - не исповедовать языческих богов, не молится им, и не относится к языческим символам как к религиозным святыням. Если человек смотрит на них как на культурные памятники и (или) вкладывает в них совершенно светские смыслы, какому язычеству он причастен? Вы на масленицу едите блины? Или, вообще, их едите? Это – языческий символ солнца. Разные современные блюда разных народов носили когда-то, в «седые» времена, ритуальный языческий характер. Мы просто об этом не задумываемся, для нас это не существенно, потому что мы их едим не ритуально, а просто как снедь.
Теперь Ваш пассаж про «обряды». Ну что ж… содержания без формы, конечно, не бывает, ибо мир оформлен. И в этом смысле, что бы мы ни делали, о чем бы ни говорили и ни думали – всё является обрядом. Однако употребление слова «обряд» в этом смысле крайне редко встречается. В общем, конечно, можно сказать: обряд хоккейного (футбольного, баскетбольного и под.) матча, обряд фигурного катания, обряд плавания в бассейне, прыжков с трамплина и проч. и проч. Коль скоро, обряд – это любая форма выражения содержания, что ж, почему бы и нет? Если Вы это имеете в виду, то да, участие православного христианина в спортивных обрядах, причем, в обрядах всех олимпийских видов спорта «вполне оправдано». Верующий человек может стать спортсменом, при этом он не выпадает из состава Церкви (спортсменов Церковь не отлучает). И должен делать свое дело так же добросовестно, как и любое другое.
Что же касается Ваших слов про «гуманные устремления», отвечу вопросом. Скажите, уважаемый Александр, вы ходите на работу? Впрочем, Вы можете работать в храме, и тогда мой вопрос не по адресу. Но как Вы относитесь к людям, которые ходят на светскую работу, где царят исключительно «гуманные устремления»? Материальное благополучие, карьерные успехи (правда, у Вас в тексте – «культурные успехи», ну что ж, например, в музее преп. Андрея Рублева знакомят людей с православной христианской культурой, очень часто весьма и весьма грамотно).
Мы живем в светском государстве, которое может дать нам возможность учится в светских заведениях и работать на светских же работах. Что мы сами поставим во главу угла: композицию жизни, о которой Вы говорите как «гуманные» и «языческие» устремления» или Жизнь (Ин.14,16), с которой мы знакомимся в Церкви - зависит исключительно от нас.
«Политические и культурные успехи». Ладно, вполне могу допустить, что Вы совершенно индифферентны к политическим и культурным успехам России и любого другого государства. Но я не знаю ни одного православного государства в истории, которое было совершенно равнодушно к своей политической и культурной жизни, к материальному благополучию своих граждан, и не заботилось бы об успехах в этой сфере. И если бы православное христианское государство принципиально не брегло бы подобными вещами, грош цена была бы ему как христианскому. Культура, Александр, это опыт человечества. Государство и существует именно для того, чтобы народ её населяющий, был обеспечен необходимым, был здоров (обязано бороться с эпидемиями, болезнями), был оборонён (отсюда армия и дипломатия), и охранять его национальную культуру. А люди внутри государства, на любой светской работе, учебе, в любом искусстве, ремесле, спорте, увлечениях... в чем угодно, повторю, сами определяются к главному и второстепенному, а не внешний антураж за них определяет: олимпийское ли это будет движение, мода на романтическо-идеалистическое отношение или что иное.
Эрго. Вы говорили в первом сообщении, что олимпийское движение - это язычество. Я ответил, что это было в древние времена, ныне это движение светское и религиозной компоненты в ней нет. Теперь Вы говорите о обрядах с «гуманными устремлениями». (Уважаемый Александр, у обрядов не может быть устремлений). В основе олимпийского движения лежат не религиозные, а гуманистические идеи, тогда что о язычестве и говорить, но задача спортсменов не исповедовать или не не исповедовать эти идеи, а участвовать в спортивных соревнованиях. В основе светского государства лежат те же гуманистические идеи, но мы в нем живем и участвуем в его жизни, при этом гуманистические идеи у нас могут быть вовсе не главными.

Re: Православие и язычество в нашем обиходе

СообщениеДобавлено: 11 мар 2010 18:13
Alexandr
Спасибо.