прот. Александр » 27 мар 2009 02:03
Хм, хороший вопрос...
Нет, "официальной трактовки" этого термина нет. Хотя, слово "воцерковление" имеет очень четкий смысл и связано с кокретным священнодействием после Таинства крещения и миропомазания. Этому священнодействию соответствуют и определенные молитвы. Но ныне значение этого слова весьма расширилось.
Знаете, в свое время, в конце 70-х гг., когда я вошел в церковь, затем крестился и начал потихонечку ходить на церковные службы, мне и невдомёк было, что я, оказывается, воцерковлялся. Впрочем, для обозначения знакомства с церковной жизнью и в то время были какие-то свои определения, например: "войти в традицию" и что-то подобное. Но вот такого чёткого определения как сейчас - нет, не было. Раньше говорили: этот человек верущий, сейчас - человек воцерковлённый (или невоцерковлённый). Вообщем, мне кажется, это словоупотребление довольно новое.
Т.к. действительно, четкой "трактовки" нет, каждый соответственно может вкладывать в это словосочетание свой смысл. Однако определить его можно попробовать. Думаю, сейчас в него вкладывается примерно такой смысл. Воцерковлённым считается тот человек, который регулярно участвует в церковных Таинствах, богослужениях, регулярно читает Св. Писание, молитвенные правила и принимает все церковные установления.
Что меня здесь не устраивает. В молитвах на воцерковление в Таинстве крещения речь идет о Боге и об устройстве души в Нём и с Ним, в определении, данном выше, ни о Боге, ни о душе ни слова. Только внешние действия: участвует, ходит, читает, принимает, а вопрос, что в это время с душой делается, выносится как бы за скобки.
Конечно, повторюсь, т.к. "официальной трактовки" нет, то и мою формулировку можно и нужно считать произвольной, однако она основана на повседневной практике употребления этого словосочетания. Как правило, употребление его связывается именно с этими "функциями". Поэтому сам я слово "воцерковление" употребляю исключительно в узком контексте Таинства крещения.
Когда же мы имеет в виду что-то индивидуальное и более глубокое в церковной жизни какого-то конкретного человека, то как правило, возвращаемся к старому определению: "верущий человек". И оно (это определение) мне гораздо больше по душе, хотя, казалось бы, в нём, ведь, не только о Боге и о душе, но и о Таинствах, и службах, и правилах тоже - ни слова...